Схематический чертеж к задаче 2 класс

Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы

Схематический чертеж к задаче 2 класс

Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.

Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.

Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи; 2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений; 3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;

4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Краткая запись в зависимости от типа задач:

Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.

Примеры задач:

— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?

Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы

В 1 коробке          Количество коробок          Всего камней
    ? к.                            3 к.                                18 к.

— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?

В 1 конверте           Количество конвертов             Всего приглашений
     2 пр.                                     ? к.                             8 пр.

— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?

На 1 чел. денег      Количество чел.       Всего денег
  поровну                      3 чел.                    60 руб.

— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?

Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.

— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в  ряд. Сколько получилось рядов?

Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.

— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?

Задача на нахождение остатка.

Было — 20 л и 20 л Выпили — 12 л

Осталось — ? л

— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.

Было -24 м Израсходовали — 10 м 

Осталось — 7 к. по ? м

— Когда брат полил 5 грядок, а сестра -3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

Было — ? гр. Полили — 5 гр. и 3 гр.

Осталось — 4 гр.

— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?

Было — 33 к. Посадили — ? кл. по 6 к.

Осталось — 15 к.

— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?

Было — 12 р. Пришли — 3 д. и 4 м. 

Стало — ? р.

— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?

Было — 6 н. Подарил — 2 н. Купил — 5 н.

Стало — ? н.

— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?

— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?

— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?

Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.

Пояснения к решению задач

Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие.

Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием.

Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.

Ответ задачи

Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.

:  4 / 5

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/1188-kratkaya-zapis-usloviya-zadach-v-1-4-klasse-nachalnoj-shkoly.html

Решение задач с использованием схем-опор, 2-й класс

Схематический чертеж к задаче 2 класс

Класс: 2

Цель урока: развитие навыков счёта и решения задач.

Задачи урока:

  • развивать умение сочетать мыслительные и практические пробы при поиске решения задач;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, умение оперировать математическими понятиями и использовать правила на практике;
  • развивать коммуникативные умения (слушать товарища, быть вежливым);
  • развивать умения самоорганизовываться (планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль);
  • формировать ключевые компетенции (разрешения проблем, коммуникативные, информационные).

Тип урока: закрепление знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • презентация «Решение задач» (см. Приложение);
  • ПК, мультимедиа-проектор;
  • карточки с частями задачи: условие, вопрос, решение, ответ;
  • памятки для решения задач, «Krab»-тест;
  • карточки для арифметического диктанта, цветные ракеты.

I. Организационный момент

(Слайд 2) Психологический настрой класса на начало урока.

Ученики:

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Учитель: Запишите число. В классе.

— Какое число записали? (Двузначное.)

— Что обозначает каждая цифра в записи числа 10?

— Сколько всего единиц в этом числе?

— Сколько всего десятков в этом числе?

— Запишите ещё два любых двузначных числа и представьте их в виде суммы разрядных слагаемых.

(Дети записывают числа у себя в тетради.)

— Проверьте друг у друга числа (взаимопроверка).

II. Проверка домашнего задания

Учитель:

— Что находили при решении примеров? (Сумму.)

— Назовите самую большую сумму.

— Какое это число?

— Сколько всего единиц в этом числе? Сколько всего десятков?

— Назовите предыдущее число, последующее.

III. Актуализация знаний

(Слайд 3 «Ракета»)

Учитель: Сегодня, мы с вами, отправляемся в путешествие. Путешествие будет необычным. Мы отправимся на ракете.

— Вам знакома эта ракета? Как она называется? (Задача.)

(Слайд 3 «Задача»)

— Чтобы ракета взлетела, давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

(Выслушиваются ответы детей, по клику появляются слова: условие, вопрос, решение, ответ.)

IV. Целеполагание

— Давайте подумаем, какие для себя задачи можно поставить на этот урок? Я и Гномик предлагаем вот такие:

(Слайд 4)

(Ученики выбирают из предложенных вариантов свои задачи на урок, лишние по клику удаляются.)

V. Устный счёт

Учитель: Перед путешествием нам надо потренироваться. Проверим, кто быстро умеет считать в уме. Сейчас мы будем «зажигать звёзды».

(Слайд 5 «Звёзды»)

Учитель: Я «зажигаю» звёздочку, вы решаете пример, ответ записываете в тетрадь (по клику появляются в звёздочках примеры).

(Ученики записывают ответы в тетрадь.)

Учитель: Проверим вашу работу.

(Смена слайда «Проверка», по клику высвечиваются ответы примеров

— Если примеры решены верно, поставьте на полях +, а если есть ошибки -.

Учитель: Продолжаем устный счёт. Задача на развитие логического мышления: «Гном Забывалка учился писать цифры заострённой палочкой на песке.

Только он успел нарисовать пять цифр (клик – смена слайда 6 цифры 1 2 3 4 5) как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путанка.

Он тоже взял палочку и начертил вот это (клик – на слайде появляется 1 2 3 4 5 = 60).

Вставьте между цифрами плюсы таким образом, чтобы получившийся пример был решён верно. Это могут быть и однозначные и двузначные числа.

(Ученики решают.)

Учитель: Проверим ваше решение. Как расставили плюсы?

(Выслушиваются ответы детей, на слайде по клику высвечивается верное решение 12 + 3 + 45 = 60.)

Учитель: С устным счётом справились, отправляемся в путешествие.

VI. Повторение

Учитель: Чтобы наше путешествие было успешным, выполним следующее задание.

(Слайд 7)

Учитель: Прочитаем хором вопрос. Прочитайте, что записано в книге и ответьте на вопрос.

(Работа в парах, идёт обсуждение, заслушиваются ответы.)

Учитель: Вспомним, наших помощников, это … (Слайд 8 «Схемы задач») Прокомментируйте схемы.

(Ученики называют схему и выбранное действие: 1. неизвестное число на ..больше – выбираем знак +; 2. сколько всего – выбираем знак +; 3. неизвестное число на ..меньше – выбираем знак -; 4. на сколько число больше или меньше – выбираем знак -.)

Учитель: В группах составьте задачу на каждую схему. Распределите между собой для озвучивания части задачи

(Дети в группах составляют задачу, распределяют кто называет условие, вопрос, решение, ответ. Заслушиваются 4 выступления, по задаче на каждую схему. На верный ответ остальные – хлопают.)

— Как называются такие задачи? (Простые.)

(Слайд 9)

Учитель: Гномики предлагают нам отдохнуть. Отдохнём?

VII. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, а потом наоборот. (Повороты корпусом.) Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись. (Приседания.) И в последний раз присели, а теперь за парты сели.

(Дети садятся за парты.)

VIII. Работа по теме урока

Учитель: Схемы вспомнили, а теперь будем работать в группах. Капитаны должны следить за тем, чтобы все ребята справлялись с работой, и по необходимости им помогать. Будьте вежливыми. Обсуждать нужно спокойно, разговаривать в пол голоса.

Для успешной работы нам нужно вспомнить алгоритм работы над задачей. У вас есть памятки. Прочитаем по порядку (дети читают по одному пункту).

(На слайде эти пункты для учителей.)

(Слайд 11)

— Прочитаем задание (дети читают хором).

— Что можете сказать? (Это не задача.)

— Придумайте вопрос к этому условию.

— С чего начинаем решать задачу?

— Какие схемы будут работать на данную задачу?

— Сколько схем? (Две.)

— Как называются такие задачи? (Составные.)

— Что известно в задаче? Что требуется найти?

— Прочитайте вопрос (ответ детей).

— Решите эту задачу. Решение запишите разными способами. Какие вы знаете способы? (По действиям и выражением.)

(Ученики решают задачу в группах.)

— Проверим, как вы решили задачу, доказывайте выбор действия.

(Заслушиваются выступления.)

(Слайд 12 появляется решение и ответ. Запускается «Ракета»)

Учитель: Следующее задание будет потрудней.

(Слайд 13 «Гномик с яблоками»)

— Как вы думаете, какое задание предлагает вам Гномик? (Составить задачу.)

— Верно. А что значит составить задачу? А что значит решить задачу?

(Выслушиваются ответы.)

Учитель: Приступаем к работе.

(Ученики в группах обсуждают, решают задачу разными способами.)

— Проверьте своё решение. Самопроверка.

(Слайд 14 решение задачи — выбор действия. Запускается «Ракета»)

X. Продолжение работы по теме урока

Учитель: Начертите два отрезка: первый отрезок длиной 10 см, второй – 6 см. Узнайте, на сколько сантиметров второй отрезок короче первого? Какая схема будет работать?

(Ответы детей.)

(Слайда 16)

Учитель: Обсудите в группах, как будете решать и выполните решение.

(Ученики выполняют задание.)

Учитель: Проверим.

(Заслушиваются выступления.)

Учитель: Докажите выбор действия, какое правило применили к этой задаче? А как узнать, на сколько первый отрезок длиннее второго?

(Выслушиваются ответы детей. Хором проговорить правило. Запускается «Ракета».)

XI. Проверка знаний

I группа садятся за ПК и выполняют проверку в виде «Krab»-теста.

II группа работает с учителем.

(Слайд 17 «Ракеты» с ответами)

(Учитель читает простую задачу, дети в карточках обводят правильное действие и пишут ответ. Сразу выполняется проверка по каждой задаче, запускаются ракеты).

Карточка-тест

1.

а) 5 + 3 =

б) 5 – 3 =

2.

а) 16 – 6 =

б) 16 + 6 =

3.

а) 14 + 8 =

б) 14 – 8 =

4.

а) 10 – 6 =

б) 10 + 6 =

5.

а) 18 – 7 =

б) 18 + 7 =

6.

а) 12 – 7 + 2 =

б) 12 + 7 – 2 =

  1. На ёлке было 5 красных шаров, а синих на 3 больше. Сколько синих шаров было на ёлке? (8)
  2. Дети сделали 16 фонариков и 6 хлопушек, На сколько больше дети сделали фонариков, чем хлопушек? (10)
  3. У Коли было 14 кроликов: 8 чёрных, остальные белые. Сколько белых кроликов у Коли? (6)
  4. Света решила 10 примеров, а Нина на 6 примеров меньше. Сколько примеров решила Нина? (4)
  5. У пристани стояло 18 больших лодок и 7 маленьких, Сколько всего лодок стояло у пристани? (25)
  6. В вазе лежало 12 яблок. Съели 7 яблок. Потом положили ещё 2 яблока. Сколько яблок стало в вазе? (7)

Учитель: Оцените себя, у кого все ракеты взлетели, поставьте на полях +, у кого не взлетели -.

XII. Итог урока

Учитель: Подходит к концу наше путешествие. Давайте вспомним вместе с Гномиком, какие задачи для себя мы ставили на этот урок?

(Слайд 18)

— Какие задачи выполнили? Над чем ещё нужно поработать?

(Выслушиваются ответы детей.)

XIII. Рефлексия

— Я хочу узнать, как вы себя чувствуете после нашего путешествия?

— Улыбнитесь мне, если вам понравилось работать на уроке.

— Какие задания вам особенно понравилось выполнять, почему?

— А в каком задании было сложно?

— А теперь оцените вашу работу на уроке. Покажите свои ракеты.

(Слайд 19)

— Надеюсь, в следующий раз у вас всё получится. Дома вы поработаете над тем, что не получалось на уроке.

XIV. Домашнее задание

(Слайд 20)

Учитель: Сейчас каждый из вас получит «Ракету» с домашним заданием.

  • Составить и решить задачу (по выбору)
  • Составить задачу с краткой записью.
  • Решить задачу двумя способами.

Учитель: Спасибо за урок!

(Слайд 21)

Использованная литература.

  1. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. Издательство «Педагогика», Москва 1985.
  2. Моро М. И., Бантова М. А. и другие. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы. «Просвещение», Москва 2007.
  3. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. Издательство «Экзамен», Москва 2007.
  4. http://www.lenagold.ru – гномы.

19.05.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/561645/

Адвокат Ганасьян
Добавить комментарий