Методи дослідження в курсовій роботі приклад

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Методи дослідження в курсовій роботі приклад

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Методы исследования в курсовой работе

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

  1. Теоретические.
  2. Эмпирические (научные).

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов.

В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные.

Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то рекомендуем вам обратиться за помощью в написании курсовой работы к профессионалам.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/metody-issledovanija-v-kursovoi-rabote/

Методи дослідження в курсовій роботі приклад

Методи дослідження в курсовій роботі приклад

У вступі до курсової роботи необхідно вказати, які методи студент використовував для досягнення мети дослідження. Простіше кажучи, методи — це дії, які робив дослідник в ході наукової роботи. Існують загальні і спеціальні (специфічні) методи. Спеціальні методи застосовуються тільки в даній конкретній науці, наприклад, фізичне моделювання в фізиці.

На відміну від них, загальні методи використовуються в усіх галузях всіх наукових дисциплін. Загальні методи, в свою чергу, поділяються на теоретичні і практичні, в залежності від характеру дослідження. Теоретичні методи наукового дослідження пов'язані з переважанням розумової діяльності, з осмисленням, систематизацією і переробкою матеріалу.

До найбільш часто вживаним загальним методам відносять:

— Аналіз. Він являє собою процес розкладання явища або предмета на складові частини (його властивості, ознаки і т.д.). Цей метод дослідження широко застосовується при написанні курсових робіт;

— Синтез є методом, протилежним аналізу. В результаті використання синтезу відбувається з'єднання частин в загальну систему знань;

— Аналогія — це метод наукового дослідження, заснований на схожості об'єктів за деякими ознаками. За допомогою аналогії можна судити про властивості одного об'єкта на підставі його схожості з іншим;

— Дедукція — це метод, заснований на отриманні загального висновку про властивості предмета, виходячи з дослідження його приватних ознак;

— Індукція — це метод, протилежний дедукції, при якому міркування відбувається від загального до приватного;

— Узагальнення — метод дослідження, схожий на дедукцію, при якому робиться висновок про загальні властивості предмета або явища і його ознаках;

— Класифікація широко застосовується в наукових дослідженнях особливо в гуманітарних науках. Вона являє собою розподіл предметів або явищ на групи за будь-якою певною ознакою;

— Моделювання — це метод, при якому досліджується сам об'єкт, а його замінник — модель. Отримані при вивченні властивостей моделі результати переносять і на сам об'єкт дослідження.

Практичні (емпіричні) методи пов'язані зі збором конкретних даних про об'єкт дослідження і оцінкою результатів. Також за допомогою практичного методу виявляються і описуються явища. До практичних методів відносяться:

— Спостереження — це пізнавальний процес, спрямований на сприйняття зовнішнього світу з метою отримання інформації про властивості предметів і явищ. Для отримання точних результатів спостереження повинно бути цілеспрямованим, об'єктивним і систематичним;

— Порівняння — один з найбільш популярних практичних методів дослідження. Зазвичай явища порівнюються з якого-небудь істотного ознакою, важливого саме для даного дослідження;

— Вимірювання — найбільш точний метод пізнання, який полягає у визначенні чисельного значення будь-якої величини за допомогою одиниці виміру;

— Експеримент — метод, широко застосовуваний в науці. Він являє собою втручання в природні умови існування явищ. При цьому експериментатор, вивчаючи певні властивості або ознаки, може контролювати хід експерименту.

Описані методи — це найбільш часто використовувані, але далеко не всі методи, які застосовуються при написанні курсових робіт.

Написання курсової роботи вимагає використання декількох методів дослідження.

Метод — дія, які використовуються для досягнення мети. У процесі виконання курсової роботи використовуються різні методи дослідження, найбільш часто зустрічаються:

  • Аналіз — найпопулярніший метод дослідження, є поділ будь-якого явища або процесу на складові компоненти і передбачає їх подальше вивчення.
  • Аналогія — метод досліджень, який передбачає вивчення об'єктів, подібних за деякими ознаками. На підставі подібних ознак об'єкта робиться висновок про подібність по іншому виду об'єкта.
  • Дедукція — один з методів дослідження, який передбачає висновок про загальну сукупності аналізованих властивостей об'єкта на основі одиничних властивостей об'єкта.
  • Індукція — зворотний дедукції метод дослідження, який передбачає отримання висновків від загального до конкретного.
  • Класифікація — поділ досліджуваних об'єктів на види, виходячи з якої-небудь властивості.
  • Моделювання — аналіз моделі або копії досліджуваного об'єкта, що точно повторює оригінал. Модель повинна повністю відповідати об'єкту за наявністю властивостей, але в той же час може відрізнятися від оригіналу за кількома ознаками, що гарантує якісне проведення дослідження аналізованого об'єкта.
  • Спостереження — один з методів проведення дослідження, який складається з декількох дій, спрямованих на отримання інформації про властивості аналізованого об'єкта.
  • Метод узагальнення — призів будуть висновків про загальні властивості об'єктів дослідження.
  • Метод прогнозування полягає в припущенні про подальші етапи розвитку аналізованого об'єкта.
  • Синтез — часто зустрічається при написанні курсових робіт та передбачає з'єднання декількох властивостей досліджуваного об'єкта в один компонент.
  • Експеримент — проведення дослідження об'єкта в заздалегідь створених умовах.

Описані методи досить часто використовуються при написанні курсових робіт, але це далеко не весь список. Зазвичай для курсової роботи використовуються наступні методи:

  1. Порівняльний — здійснюється за допомогою порівняльного аналізу декількох джерел інформації і виявлення схожих і протилежних думок про досліджуваний об'єкт. Найчастіше цей метод дає можливість отримати більш повні знання з аналізованої області, оскільки думок може бути досить, щоб зробити на їх основі власне судження про досліджуваної проблеми.
  2. Аналіз нормативно-правової бази — передбачає вивчення не тільки навчальної літератури по заданій темі, але і додаткових джерел, в тому числі недавно вийшли газет і журналів, де докладно розглядається анализируемая тема. Дозволяє отримати актуальну інформацію з урахуванням останніх змін.
  3. Аналіз монографій і статей. Монографія містить інформацію, що відноситься до результатів дослідження одного питання. Зазвичай, це збірка статей, що належать до однієї тематичної області, де містяться аналогічні дослідження з проблеми, об'єднаний однією ідеєю або структурою аналізу.
  4. Аналітичний метод найчастіше використовується при написанні практичної частини курсової роботи. Передбачає проведення аналізу шляхом математичних розрахунків основних показників, порівняння отриманих результатів. На основі даних, отриманих аналітичним методом, здійснюється аналіз досліджуваного об'єкта і складання основних рекомендацій щодо поліпшення становища об'єкта дослідження або можливих шляхів розвитку в майбутньому.

Як правильно класифікувати методи дослідження в курсовій роботі

Метод дослідження включає в себе один або кілька способів досягнення мети дослідження і отримання нових знань. Методи дослідження в курсовій роботі необхідні для систематизації та актуалізації виконаної роботи.

Залежно від виду діяльності, академічної спрямованості курсової чи дипломної роботи, приналежність до певного предмету вивчення і безлічі інших чинників, класифікація використовуваних методів може разюче відрізнятися.

Методологія — складна наука, метою якої не є визначення чіткої класифікації і виділення декількох найбільш важливих методів дослідження. Система всіляких способів, варіацій і принципів досягнення поставлених цілей і отримання нових знань дуже складна і сама є предметом постійного вивчення.

Щоб полегшити й упорядкувати систему існуючих методів дослідження, різні школи вибирають ту чи іншу класифікацію.

Традиційне поділ радянської школи

Спадщиною радянської школи є класифікація методів дослідження відповідно до рівня пізнання. Це не найпростіша і зручніша класифікація з нині існуючих, проте вона не тільки допомагає вибрати і описати застосовувані в дослідженні методи, але і точно визначає структуру роботи і систему наукового підходу до отримання нових знань.

Існує два рівня пізнання — емпіричний і теоретичний. Ці два рівні доповнюють і компенсують один одного, відповідно, і класифікуються методи не повинні виділятися і протиставлятися одне одному. Дуже часто зібрані під час дослідження дані здатні знайти форму нових знань тільки шляхом комбінування емпіричних і теоретичних методів.

Емпіричний рівень тісно пов'язаний з безпосереднім практичним взаємодією з досліджуваним об'єктом, явищем, феноменом. Емпіричні методи дослідження в курсовій роботі ідеально підходять для етапу накопичення інформації та збору даних. Основними виключно емпіричними методами є:

Доповненнями і варіантами основний трійки можуть бути такі методи, як:

  • анкетування та опитування;
  • інтерв'ю та співбесіду;
  • опис і порівняння;
  • тестування і підрахунок.

Теоретичний рівень є більш абстрактним і тому вважається більш розвиненою частиною пізнання. Теоретичні методи дослідження в курсовій роботі виявляють правила, основоположні, аксіоми, теорії та закони. Основними методами теоретичного рівня є:

  • абстрагування;
  • формалізація;
  • ідеалізація.

Для встановлення зв'язків, залежностей і закономірностей, а також вивчення різних сторін явища або об'єкта можна використовувати такі теоретичні методи, як:

  • індукція і дедукція;
  • гіпотетико і аксіоматика;
  • логіка і систематика.

Існує ряд методів, які поєднують в собі характеристики як емпіричного, так і теоретичного пізнання; вони називаються комбінованими або експериментально-теоретичними. До них відносяться:

  • моделювання;
  • етнографічний метод;
  • історичний метод;
  • аналіз, синтез і узагальнення.

Використання цих методів дозволяє створити теоретичну основу, використовуючи емпіричні дані.

Пізніша класифікація методів дослідження на якісні і кількісні набула популярності в середині ХХ століття і зовсім зміцніла в західних академічних колах.

Поділ на якісні і кількісні сприяє більш спрощеною систематизації існуючих методів і одночасно підвищує зв'язаність і взаємозалежність методів, використовуваних в дослідженні.

Використання цієї системи поділу методів підвищить унікальність і актуальність, які несе в собі кожна дипломна або курсова робота. Методи педагогічного дослідження, а також дослідження в галузі соціології, маркетингу, політології та економіки все частіше класифікуються на підставі поділу на якісні і кількісні.

Методи дослідження згідно західною класифікацією

Ця класифікація збільшує гнучкість всієї системи існуючих методів, дозволяючи комбінувати різні способи і навіть створювати нові методи. Основними вимогами приналежності до категорії кількісних методів є вимір і квантификация параметрів дослідження, в той час як якісні методи характеризуються потребою смислової інтерпретації існуючих або зібраних даних.

Якісні методи орієнтовані на пояснення, з'ясування причин і інші якісні характеристики досліджуваних об'єктів або явищ.

Вони володіють особливою цінністю в соціології як методи дослідження курсової роботи.

Приклад використання якісних методів — відповідь на питання про те, чому завзяті курці не кидають палити, не дивлячись на статистичні дані про шкоду нікотину. До даних методів належать:

  • дослідження (історичні, етнографічні, соціальні, прецедентні);
  • експерименти (фокус-групи, рольові ігри, симуляції);
  • спостереження;
  • інтерв'ю.

Кількісні методи дослідження в курсовій роботі орієнтовані на отримання статистичних та інших численних даних, до них відносяться:

  • опитування, анкетування, інтерв'ю;
  • тестування;
  • лабораторний експеримент;
  • чисельний аналіз;
  • моделювання.

Завдяки простому і чіткому диференціюванню виникає менше складнощів з вибором і мотивацією. Описуючи в роботі використовуються методи дослідження, теми, основні завдання і питання, важливо чітко усвідомлювати концептуальні рамки наукової роботи.

Важливо пам'ятати, що багато роботи: і курсові, і дипломні роботи — можуть і повинні поєднувати і комбінувати різні методи. Кожен окремий метод надає спосіб досягнення нових знань, кожен з них по-своєму важливий, і жоден сам по собі не здатний дати повну картину дослідження.

Загрузка…

Источник: http://wearethepeople.ru/nazva-kategorii/metodi-doslidzhennja-v-kursovij-roboti-priklad/

Методы в курсовой работе

Методи дослідження в курсовій роботі приклад

Введение не будет полным, если указана только актуальность, цель или задача. Во введении обязательно описывается методология курсовой. Делается это путем перечисления тех приемов, которые были использованы во время проведения исследования.

Приведем примеры того, как описывается методология курсовой работы:

  • «Для достижения цели были использованы следующие методы исследования в курсовой работе: системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, дедуктивный».
  • «Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, система показателей анализа финансовой устойчивости и другие, которые были использованы для обработки информации».
  • «Исследование выполнялось с помощью общенаучных методических приемов (индукция, дедукция, синтез, анализ), экономико-статистических способов познания (анализ динамических рядов, группировка, графический). Обработка информационного обеспечения осуществлялась с использованием современных информационных программ».Как видите, не нужно расписывать суть или место использования каждого метода.

Рассмотрим наиболее распространенные методы исследования в курсовой работе

Методы научного познания в курсовом проекте

Традиционно, методы в научной работе делятся на

  • теоретические
  • практические (или же эмпирические)

Это не означает, что некоторые науки никогда не используют, например, практические подходы.

Наиболее часто используются теоретические методы в курсовой, пример:

  • синтез,
  • сравнение,
  • обобщение,
  • анализ научной литературы,
  • разработка классификации.
  1. Анализ. При его применении предмет разделяется на несколько частей, которые потом изучаются по отдельности. Он создает возможность для студента рассмотреть явление или процесс деятельности в разных соотношениях, при этом выделяются самые существенные свойства и связи. У студента возникает возможность благодаря своему мышлению одновременно охватить значительное количество фактов, выявить возможные взаимосвязи между ними.
  2. Синтез. Благодаря ему происходит объединение частей воедино путем понимания взаимосвязи между ними. Он дает возможность изучить объект как некое целое. Именно, используя прием синтеза, мы имеем возможность воссоздать группу предметов исследования как систему связей, взаимодействий, акцентировать внимание на наиболее существенных компонентах. По сути, это зеркальное отражение предыдущего способа познания.
  3. Индукция. При использовании этого приема из частных явлений, событий или особенностей выводятся некие общие закономерности или принципы. Он особенно эффективно используется в тех исследованиях, когда основу положен опыт, эксперимент или наблюдения, дающие возможность сбора эмпирических фактов. Изучая эти факты, исследователь устанавливает явления, которые имеют повторяющийся характер, на этом основании выстраивает индуктивное умозаключение. Таким образом, логика мышления переходит к общему от частного, активно используется обобщение.
  4. Дедукция. С помощью него частные положения выводятся из общих. Дедукция отличается от индукции противоположным движением мысли. Она основывается на общем суждении.
  5. Аналогия. При ее использовании знание о предмете или объекте получается на основании изучения его сходства с другими. Течение мысли предполагает перенос на менее изученный, но похожий, объект свойств более изученного явления. Она широко применяется в научных исследованиях благодаря своей наглядности, возможности сравнить, отобразить подобные качества.
  6. Абстрагирование. Студент словно забывает про остальные стороны изучаемого явления, сосредотачивая все свое внимание только на одной.
  7. Классификация. Очень часто существует множество разновидностей чего-либо, которые можно сгруппировать с помощью определенных признаков, то есть классифицировать.
  8. Анализ научной литературы. Чтобы получить необходимый результат, достичь поставленную цель, студент подбирает, а после внимательно изучает учебники, научные статьи, монографии, отчеты, результаты проведенных другими экспериментов.
  9. Аксиоматический метод. При его использовании часть положений являются аксиомами, а другая часть выводится логическим путем.

Однако не всякой работе достаточно только теоретических приемов. Потому чуть реже, но встречаются практические методы в курсовой работе, пример:

  1. моделирование,
  2. эксперимент,
  3. наблюдение,
  4. измерение.
  • Моделирование. Изучаемый объект для удобства заменяется моделью, которая точно отражает его характеристик. Модель строят после начального изучения, теоретического анализа и прогнозирования предполагаемых результатов. Моделирование считается достаточно эффективным способом прогнозирования влияния внешних факторов на изучаемое явление и принятия конкретных решений. Модель должна конструироваться исследователем таким образом, чтобы операции отражали основные характеристики объекта исследования (основные элементы структуры, их взаимосвязь, функциональные параметры), важные для решения цели, поставленной во введении к курсовой работе. Модель не может быть полностью адекватна объекту, эта адекватность всегда будет относительной и касаться в основном цели, поставленной студентом. Если результаты теоретического анализа основных параметров не совпадают с характеристиками реального объекта, то происходит корректировка моделей. Само определение модели указывает на то, что она является чаще всего уменьшенной, а не увеличенной копией.
  • Наблюдение. Суть наблюдения заключается в отстраненном изучении чего-либо с фиксацией изменения его состояния.
  • Эксперимент. Для подтверждения предполагаемого результата, студент доказывает его на практике. Иногда требуется воссоздать некоторые специальные условия, а иногда используют те, которые уже существуют. Часто используют специальные устройства для фиксации результатов. Примером можно считать измерение скорости после улучшения технических характеристик машины.
  • Измерение. При написании курсовых работ проводятся измерение определенных характеристик для того, чтобы наиболее полным образом можно было рассказать об изучаемом объекте.
  • Описание. По сути оно является составляющей эксперимента или наблюдения. От студента требуется лишь задокументировать увиденное.
  • Анкетирование, опрос. Иногда по теме курсовой проводится анкетирование или опрос. При анкетировании ответчик выбирает один из уже готовых ответов, при опросе дает его полностью сам. Используя анкеты или перечень вопросов, не забудьте дополнить приложения курсовой их бланками.
  • Беседа, интервью. Нужные ответы получаются при беседе на изучаемую тему. Чтобы спокойно проанализировать полученную информацию, рекомендуется записывать разговоры на диктофон или же отмечать важные моменты письменно.Теперь вы можете выбрать наиболее подходящие для вас способы достижения цели, поставленной во введении к курсовой работе.

Какие методы следует использовать в курсовой работе

Какая бы задача перед вами не стояла, следует выбирать наиболее подходящие пути ее решения. Не нужно отдавать предпочтение наиболее простым методам в своей работе, лучше повысить свой уровень знаний. Настоящий научный подход не бывает простым.

Однако не стоит использовать все подряд чтобы написать курсовую, особенно если не понимаете в чем же суть данных методов. По этой же причине нельзя указывать те методы в курсовой, которые абсолютно нигде не применялись. Если вы не сможете ответить на вопрос научного руководителя о том, как или где воспользовались именно этими методами, то существенно понизите свои шансы на отличную оценку.

Вы можете сочетать практические и теоретические методы исследования в курсовой

Пример: эксперимент совместно с изучением научной литературы.

Источник: https://sovetstudentu.ru/metodyi-v-kursovoy-rabote/

Методы исследования в курсовой работе

Методи дослідження в курсовій роботі приклад

Дорогой читатель, я думаю, ты со мной согласишься, если я скажу, что важной составляющей учебного процесса в университете является курсовая работа.

Это не только проверка знаний, но и умение студента лаконично излагать свои мысли, доказывать мнение и логически выстраивать «цепочку по теме».

Если говорить научным языком, то учащийся вуза должен применить на практике методы исследования в курсовой работе.

По сути, метод – это способ достижение поставленной цели, а какова цель курсовой работы? Конечно же, добиться желаемого результата в расчётах и получить высокую оценку при проверке преподавателем. Вот как раз обо всех существующих методах исследования и пойдет сегодня разговор.

Самые распространенные методы

Метод первый. Начнем с простого. Когда студент «садится» за курсовую работу, то первое, что он делает, старается подобрать подходящую по теме информацию из рекомендованных печатных источников.

То есть он совершает выбор, определяя, какая справочная литература поможет ему точнее и подробней ответить на поставленные вопросы, прийти к логическому решению и получить самый достоверный результат. Это первый метод исследования курсовой работы, который получил официальное название «Сравнительный».

Студенты чаще всего используют именно эту научную методику, поскольку именно она дает возможность найти сразу несколько подходов к существующей проблеме, проанализировать каждый и выбрать самый оптимальный, который уже и «крутить» со всех сторон.

Согласно наблюдениям преподавателей, именно этот метод выбирает большинство студентов инженерных и юридических специальностей, будущие научные деятели.

Метод второй. Это усложненный вариант исследования курсовой работы, поскольку требует глубоких познаний по предмету и расширения кругозора студента.

Здесь уже недостаточно прочитать и выбрать из списка рекомендованную литературу, также требуется проанализировать нормативно-правовую базу.

Это могут быть документы из архива, выдержки из журналов, газет и прочих печатных изданий, которые максимально дополнят изучаемую тему, представят новые факты с элементами анализа и действительно удивят проверяющего своей новизной и неординарностью.

Как показывает практика, этот метод исследования в курсовой работе встречается намного реже, зато на нем основаны многочисленные дипломы по разным специальностям, научные диссертации и кандидатские работы.

Метод третий. Аналитический метод исследования является неотъемлемой составляющей любой курсовой работы, только одни студенты уделяют ему больше внимания, а другие из-за нехватки знаний, наоборот, стремятся незаметно «проскочить» или затронуть вскользь.

Чаще всего именно его результаты становятся тем самым «камнем преткновения» между проверяющим и отвечающим, поскольку один не до конца понимает, о чем говорит, а второй считает этот подход в корне неверным ввиду своего богатого преподавательского опыта.

Итак, применение аналитического метода уместно в практической части работы, когда необходимо выполнить математические расчёты несколькими способами, а потом сравнить полученные результаты и определить наиболее оптимальную и выигрышную схему решения.

Здесь без углубленных знаний предмета уж точно не обойтись, поэтому стоит обратить внимание на свою успеваемость и «подтянуть хвосты». Применяется такой метод для написания курсовых работ студентами инженерных специальностей, и каждый раз оправдывает собственную актуальность.

Метод четвертый. Этот метод написания курсовых работ довольно часто задействуют социологи, экономисты, психологи и прочие представители, скорее, гуманитарных наук, а называется он «Анализ статей и монографии».

Сразу стоит уточнить, что монографией называется издание, которое посвящено одной теме и изучает ее с разных сторон, взглядов, убеждений и жизненных позиций. Это один из жанров научной прозы, который, увы, не принят к пониманию многими студентами, поэтому просто игнорируется при написании курсовой работы.

Советуем почитать: Как написать задачи курсовой работы?

Чаще всего эту осложненную методику используют преподаватели, доценты и профессора при написании докторских и кандидатских работ.

Методы теоретического исследования курсовой работы

Если говорить о теоретической подготовке к сдаче курсовой работы, то она должна быть основана на одном из предложенных методов, учитывать его требования и основные положения.

Это:

1. Гипотетико-дедуктивный метод – это подбор предположений, исследование каждого на предмет актуальности в конкретной работе, а после подробное описание выбранного способа исследование в содержании курсовой работы.

Проще говоря, сначала предлагается несколько гипотез, а потом на основании фактов исключаются менее актуальные, а содержание работы основывается на главной мысли.

2. Формализация – это определение последовательности выполнения курсовой работы при помощи определенной символики.

Проще говоря, студент решает на черновике сложное уравнение с двумя неизвестными, а затем последовательно описывает все свои действия, аргументируя каждую цифру, каждое значение; подводя итоги и делая выводы.

3. Аксиоматический метод представляет новую теорию, которая выстроена на аксиомах и имеет свое вполне логическое обоснование.

Это, как задача по геометрии, когда, используя признаки равенства треугольников, требуется доказать их равенство, определить значение сторон, например.

Данная методика исследования также актуальна при написании курсовых работ, которые связаны с точными науками.

Основные логико-теоретические методы

Эти методы используются не только при написании курсовых работ, но также становятся неотъемлемой составляющей дипломов, да даже обычных проверочных работ в течение семестра. Вот несколько вариантов, где в решении одной задачи можно сочетать и комбинировать сразу несколько методов исследования с целью получения более точного результата.

1. Анализ – это метод, при котором объект разделяют на составляющие и подробно изучают каждую для получения цельного представления о проблеме. В итоге мелкие составляющие собираются в так называемый «пазл», и курсовая работа считается готовой к проверке и дальнейшей сдаче.

2. Синтез – это в корне противоположный предыдущему метод исследования курсовой работы. В отличие от анализа мелкие составляющие известны, остается только их систематизировать и детализировать, а после объединить в единое целое для получения грамотного, объективного и достоверного результата.

3. Дедукция – этот метод часто используют в уголовном розыске. В целом, принцип действия одинаковый: требуется по признакам определить основные характеристики и свойства предмета, его важность и актуальность. Соответственно, пользу этого метода переоценить сложно, тем более при написании курсовой работы.

4. Индукция – это в корне противоположный метод, когда из общего представления о предмете требуется выявить частный случай и доказать его актуальность.

5. Моделирование – это усовершенствованный метод исследования в курсовой работе, который обязательно включает практическую составляющую, проведение опытов, экспериментов. Как правило, дается объект и требуется выполнить его улучшенную модель.

Задача – используя известные параметры и характеристики, усовершенствовать конечный результат, подтвердить его актуальность, востребованность и пользу для науки, так сказать.

6. Классификация – это несущественный метод исследования в курсовой работе, который чаще всего применяется в теоретическом материале. Он позволяет классифицировать объекты по определенным параметрам, систематизировать их, находить общее и по аналогам получать достоверный результат.

7. Наблюдение – этот метод используется значительно реже остальных, поскольку, как известно, курсовые работы студенты начинают штамповать непосредственно перед защитой. Именно поэтому на наблюдения просто не хватает времени, хотя в идеале требуется получить предварительную информацию об исследуемом объекте путем поэтапного изучения его особенностей.

8. Обобщение – это результат наблюдения, который студент представляет в письменной форме, при этом грамотно излагает свои мысли на бумаге, подтверждая их фактами, доказательствами и аксиомами.

9. Прогнозирование – этот метод исследования практически никогда не участвует в курсовой работе, однако при написании диплома он является обязательной составляющей.

Советуем почитать: Как написать курсовую работу за сутки?

Задача студента – несколько усовершенствовать исследуемый объект, а после предвидеть его научную ценность и экономическую выгоду при введении в эксплуатацию, например. Чаще всего методику прогнозирования используют при написании дипломных работ по инженерным специальностям, программированию.

10. Эксперимент – это понятие не нуждается в дополнительном представлении, а его участие в написании студентом итоговой работы вполне очевидно.

Вывод: Остается только добавить, что курсовая работа – это полная свобода действий студента, то есть для исследования он может выбрать тот метод, который считает наиболее оптимальным при поставленной задаче.

Главное – разобраться в своих действиях основательно и до конца, а после убедить строгого преподавателя в правильности своего мышления и выполненных действий.

Чтобы избежать грубейшей ошибки и встать на правильный путь выполнения курсовой работы, требуется предварительно обсудить альтернативные методы с проверяющим преподавателем. Именно он подскажет, как лучше всего подойти к заданной теме, и добиться действительно отличного результата.

Источник: http://xn--b1aecb4bbudibdie.xn--p1ai/referaty-kursovye/metody-issledovaniya-v-kursovoj-rabote/

Адвокат Ганасьян
Добавить комментарий