Дискурс что это простыми словами

Дискурс что это простыми словами

Дискурс что это простыми словами

Складывается впечатление, что этот модный в последние десятилетия термин «дискурс» настолько затаскан (каждый норовит его употребить для придания собственным высказываниям наукообразности), что пользоваться им уже почти невозможно.

Что такое дискурс? Определения и дефиниции

Дискурс в ВИКИПЕДИИ
Диску́рс или Диcкурс (фр. discours или англ. discourse ) — социально обусловленная организация системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени.

Дискурс – это единство непосредственно речи и внешних факторов, влияющих на особенности этой речи. Например, литературный дискурс или политический дискурс – для передачи сообщений используются разные языковые средства и разные средства невербальной коммуникации. (Источник: http://chtotakoe.info/articles/diskurs_697.html)

ДИСКУРС (фр. discourse, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения.

Дискурс — это любой акт коммуникации (пост, речь, книга, дискуссия) плюс личности и взгляды участвующих в коммуникации (автор, читатель, слушатель, собеседник) плюс социокультурный контекст.

Короче, дискурс — это что высказано + кем + в какой обстановке. Меняя масштаб, через дискурс можно описать всё, что угодно. Чем, кстати, невозбранно развлекались постструктуралисты. (Источник: lurkmore.ru)

В современной науке под дискурсом понимается практически всё, что угодно исследователю.

Причём мало кто оговаривает своё понимание термина, предоставляя, таким образом, читателю/слушателю замечательную возможность разобраться во всём самому.

Однако далеко не всегда синтез фоновых знаний и конкретного контекста приводит к однозначному пониманию (а это и требуется от термина) того, что стоит за таинственным словом «дискурс».

И если социологи и лингвисты ещё могут понять друг друга (в большей степени — первые, в меньшей — вторые) благодаря наличию устоявшихся концепций дискурса, на которые всегда можно сослаться, то литературоведы оказываются в значительно более сложной ситуации.

Дискурс как термин активно функционирует в научном обиходе таких дисциплин, как лингвистика и социология.

Понимание дискурса как речи, противопоставляемой языку, при переходе в литературоведческие координаты (хотя это не менее важно и в лингвистике) вызывает необходимость введения категории текста.

Это косвенно подтверждает и перевод французского discours: «на русский язык переводилось как дискурс (В.А.

Звегинцев), речь, тип речи, текст, тип текста» [Ильин 1975, 453].

Таким образом, на основании выборочного анализа различных пониманий дискурса смежными с литературоведением дисциплинами (в первую очередь, лингвистикой), мы можем дать такую предварительную дефиницию дискурсу:

Дискурс — такое измерение текста, взятого как цепь/комплекс высказываний (т.е.

как процесс и результат речевого (коммуникативного) акта), которое предполагает внутри себя синтагматические и парадигматические отношения между образующими систему формальными элементами и выявляет прагматические идеологические установки субъекта высказывания, ограничивающие потенциальную неисчерпаемость значений текста.

Т. Ван Дейк. К определению дискурса (перевод с английского) (psyberlink.flogiston.ru)
— профессор Амстердамского университета, автор 32 книг, монографий и около 200 статей по вопросам дискурса и дискурс-анализа, многие из которых уже стали классическими.

Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие)
Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между говорящим, слушающим (наблюдателем и др.

) в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и проч. контексте. Это коммуникативное действие (КД) может быть речевым, письменным, иметь вербальные и невербальные составляющие.

Типичные примеры – обыденный разговор с другом, диалог между врачом и пациентом, чтение газеты.

Дискурс в узком смысле (как текст или разговор)
Как правило, выделяют только вербальную составляющую КД и говорят о ней далее как о “тексте” или “разговоре”.

В этом смысле термин Д обозначает завершенный или продолжающийся “продукт” КД, его письменный или речевой результат, который интерпретируется реципиентами. Т.е.

, дискурс в самом общем понимании – это письменный или речевой вербальный продукт коммуникативного действия.

В 50-е годы ХХв. Эмиль Бенвенист, разрабатывая теорию высказывания, последовательно применяет традиционный для французской лингвистики термин discours в новом значении — как характеристику «речи, присваиваемой говорящим». Зелиг Харрис публикует в 1952 г. статью «Discourse analysis», посвящённую методу дистрибуции по отношению к сверхфразовым единствам.

Таким образом, эти два авторитетных учёных закладывают традицию тождественного обозначения разных объектов исследования: Бенвенистпонимает под дискурсом экспликацию позиции говорящего в высказывании, в трактовке Харриса объектом анализа становится последовательность высказываний, отрезок текста, больший, чем предложение.

Оставляя за рамками анализа принятое в публицистике последних десятилетий понимание дискурса как социального явления («феминистский дискурс», «дискурс насилия»), восходящее, без сомнения, к идеям французских постструктуралистов, отметим двойственность собственно лингвистического толкования термина. Дискурс в современных исследованиях — это и «речь, погружённая в жизнь» (Н. Д. Арутюнова), и движение информационного потока между участниками коммуникации.

Большей объяснительной силой, на наш взгляд, обладает описание текста как промежуточной стадии дискурса, если понимать под дискурсом совокупность речемыслительных действий обоих коммуникантов. В то же время текст как объективно существующий факт действительности может рассматриваться в качестве продукта (результата) дискурса.

Милевская Т.В. (Ростов-на-Дону, Россия)

На современном этапе исследования представляется целесообразным понимание текста как одной из форм (сторон) дискурса, как его промежуточного результата: конечной целью дискурса является не создание текста как такового, а достижение перлокутивного эффекта. Так, коммуникативное намерение адресанта может состоять в создании связного дискурса путём построения «бессвязного» текста.

В 50-е годы ХХв. Эмиль Бенвенист, разрабатывая теорию высказывания, последовательно применяет традиционный для французской лингвистики термин discours в новом значении — как характеристику «речи, присваиваемой говорящим». Зелиг Харрис публикует в 1952 г. статью «Discourse analysis», посвящённую методу дистрибуции по отношению к сверхфразовым единствам.

Таким образом, эти два авторитетных учёных закладывают традицию тождественного обозначения разных объектов исследования: Бенвенист понимает под дискурсом экспликацию позиции говорящего в высказывании, в трактовке Харриса объектом анализа становится последовательность высказываний, отрезок текста, больший, чем предложение.

Первоначальная многозначность термина предопределила и дальнейшее расширение семантики.

Слово дискурс (ударение на «и») является синонимом таких слов как «полемика», «дискуссия», «дебаты» или просто «базар», по-русски говоря. Словечко вошло в моду отчасти благодаря книжке Виктора Пелевина «Ампир V».

В переводе с латыни слово «дискурс» означает «бег туда-сюда», а в переносном смысле «обмен репликами на встречных курсах».

Пример упртребления слова «дискурс»: В современном политическом дискурсе по понятным причинам преобладает украинская тематика.

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте:

Ди́скурс или диску́рс [1] [2] (фр. discours ) в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности.

В специальном, социогуманитарном смысле — социально обусловленная [прояснить] организация [прояснить] системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется (представляется) в те или иные периоды времени. Это специальное значение слова «дискурс» впервые ввёл Э. Бенвенист, противопоставляя discours (речь, привязанная к говорящему) и récit (речь, не привязанная к говорящему).

Термин часто используется в семантике, социолингвистике, дискурсивной психологии, в различных вариантах теорий дискурса (например, теория дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф) и аналитического подхода к изучению дискурса, в частности в дискурсном анализе, дискурсивном анализе, дискурс-анализе (и его разновидности — критическом дискурс-анализе), анализе дискурса и др.

История понятия и его вариации

Дискурс многозначное понятие:

  1. в истории классической философии использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывания мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целого до его частей;
  2. в современной французской философии постмодернизма — характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, обладающем связанностью и целостностью и погруженном в жизнь, социокультурные, социально-психологические и др. контексты.

В классической философии дискурсивное мышление, развертывающееся в последовательности или суждений, противопоставляется интуитивному мышлению, схватывающему целое независимо и вне всякого последовательного развертывания.

Разделение истин на непосредственные (интуитивные) и опосредованные (принимаемые на основе доказательства) проведено уже Платоном и Аристотелем. Платон проводит различие между всеобщим, целостным, не частичным и неиндивидуальным единым Умом и дискурсивным умом, в своем движении охватывающем все отдельные смыслы.

Фома Аквинский противопоставляет дискурсивное и интуитивное знание, рассматривая дискурсивное мышление как движение интеллекта от одного объекта к другому.

Развитие науки в 17 — 18 вв. привело к построению различных интерпретаций интуитивного и дискурсивного познания.

Для Декарта, Спинозы и Лейбница всеобщность и необходимость научного познания гарантируется интеллектуальной интуицией, лежащей в основе доказательства и обеспечивающей дискурсивному мышлению и созерцанию последовательное доказательство.

Гоббс, определяя специфику человеческого понимания, связывает её с пониманием последовательности (или исследования) представлений одного за другим, которое называют (в отличие от речи, выраженной словами) речью в уме. Он связывает дискурсивность мышления со способностью слов языка быть знаками общих понятий.

Локк полагал, что фундаментальные истины постигаются интуитивно, другие же через посредство других идей, с помощью демонстрации или последовательного рассуждения, и чем больше шагов в этой последовательности, тем более ясным оказывается вывод.

Ясность сложных идей зависит от количества и расположения простых идей, причем существуют три способа образования сложных идей (предметов, отношений и общих понятий). В немецкой философии эпохи Просвещения сложились две линии в трактовке дискурсивного мышления, одна из которых (Х. Вольф, М.

Мендельсон) преувеличивала роль дискурсивного мышления, а другая (Ф. Т. Якоби, И. Г. Гаман) противопоставляла опосредованному знанию интуицию, чувство, веру.

Кант в «Критике чистого разума» противопоставляет дискурсивную ясность понятий интуитивной ясности, достигаемой посредством созерцаний, называя рассудочное познание посредством понятий дискурсивным мышлением. Понятие тактируется им как дискурсивная репрезентация того, что является общим для многих объектов. Гегель противопоставляет дискурсивное мышление, отождествляемое им с формальным и рассудочным, спекулятивному мышлению, постигающему единство непосредственного и опосредованного, многообразие абстрактных определений в конкретно жизненном понятии. Трактовка дискурсивного познания в качестве антитезы интуитивному сохранялась и в 20 в.

Неоднозначность трактовки дискурса в философии 20 в. выражается в том, что под ним понимается монологические развиваемая языково-речевая конструкция, напр. речь или текст. Вместе с тем не редко под дискурсом понимается последовательность совершаемых в языке коммуникативных актов.

Такой последовательностью может быть диалог, разговор, письменные тексты, содержащие взаимные ссылки и посвященные общей тематике и т. д. Дискурс связывают с такой активностью в языке, которая соответствует специфической языковой сфере и обладает специфической лексикой.

Кроме того, продуцирование дискурса осуществляется по определенным правилам (синтаксиса) и с определенной семантикой. Дискурс тем самым создается в определенном смысловом поле и призван передавать определенные смыслы, нацелен на коммуникативные действия со своей грамматикой.

Решающим критерием дискурса оказывается особая языковая среда, в которой создаются языковые конструкции. В соответствии с этим пониманием дискурс — это «язык в языке», то есть определенная лексика, семантика, прагматика и синтаксис, являющий себя в актуальных коммуникативных актах, речи и текстах.

Дискурс в 60—70-х гг. XX века понимался как связанная последовательность предложений или речевых актов [3] . В таком понимании он может трактоваться как близкий понятию.

Уже к концу 80-х гг. ХХ века под дискурсом начинают понимать сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.), необходимые для понимания текста [3] .

Кроме того, существуют также и другие традиции понимания дискурса, в частности традиция, идущая от М. Фуко, связанная с включением в контекст рассмотрения дискурса властных отношений и идеологии, в поле которых дискурс приобретает то или иное социальное значение.

В этом смысле дискурсы имеют социальные последствия для отдельных стран и народов, локальных и корпоративных социальных групп [4] . Эта традиция в настоящее время развилась в социально-конструкционистские подходы к дискурс-анализу. Как отмечают его представители, М. В.

Йоргенсен и Л. Дж. Филлипс, под дискурсом нередко понимают «общую идею о том, что язык структурирован в соответствии с паттернами, которые обуславливают высказывания людей в различных сферах социальной жизни.

Известные примеры — „медицинский дискурс“ или „политический дискурс“» [5] .

Загрузка…

Источник: http://wearethepeople.ru/nazvanie-kategorii/diskurs-chto-jeto-prostymi-slovami/

​Словарный запас: ДИСКУРС

Дискурс что это простыми словами

Дискурс — многозначный термин, который входил в русский язык несколько раз и каждый из них — в новом значении. Сейчас он оказался в поле интереса лингвистики, но используют его и другие гуманитарные специалисты. Зачем? Strelka Magazine попытался разобраться в рубрике «Словарный запас».

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

«ДИСКУРС (от греч. δΐίξοδος — суть, изложение, рассказ, лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор; франц.

discours — речь) — 1) в истории классической философии использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развёртывания мышления ; 2) в современной французской философии постмодернизма — характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте , погружённом в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты». (Новая философская энциклопедия. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.)

«1) речь, реальный (не учебный) текст; 2) театр. дискурс спектакля — организация текстовых материалов в соответствии с ритмом и их взаимозависимостью, свойственными создаваемому спектаклю». (Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.)

ЧТО ГОВОРЯТ ЭКСПЕРТЫ

Василий Куценко, сценарист YBW Group («Кухня», «Даёшь молодёжь!»)

Для меня дискурс — это в общем смысле речь. То, что накапливается в ней с течением времени. Сам использую это слово редко потому, что оно не является широко употребимым. И если говорить о сценарии, о том, чтобы дать этот термин в речи какого-то персонажа, то я бы это сделал только в том случае, если бы хотел подчеркнуть архаичность героя, его отрыв от социальной среды.

Сейчас, наверное, каждый человек может влиять на общественный дискурс. В социальной сети 12-летний школьник, изобретя какое-то «падонское» слово, может изменить речевое пространство.

Какое-то время назад никто не мог подумать, что будут широко использовать такой «термин», как «мимими».

И, с одной стороны, это совершенная глупость, но с другой — это реалии нашей жизни, это конкретное слово, которое вошло в лексикон огромного числа людей.

Совершенно неважно, чем человек занимается. Это просто вопрос случая: если тебя услышало большое количество людей, ты повлиял на общий дискурс. И пользователь, который в Instagram имеет порядка миллиона читателей, явно может влиять на наше пространство гораздо сильнее, чем какой-нибудь талантливый писатель, который такой аудитории просто не имеет.

Если мы хотим в обществе что-то изменить, тогда мы можем идти только проверенным путём — через художественные произведения, те же телевизионные передачи, которые имеют большую аудиторию. Я, наверное, покривлю душой, сказав, что мы всегда хотим образовывать людей, — нет.

Думаю, все люди, которые работают на телевидении, нацелены, в первую очередь, на создание чего-то интересного. Но конкретно я и наша команда руководствуемся простым правилом — не навредить. Стараемся не впадать в крайности, где мы будем учить чему-то плохому.

Хотя не исключаю, что кто-то из зрителей может найти это плохое в том числе в нашем творчестве.

Ну а если говорить не о системе, которая пытается что-то изменить в общественном сознании, а просто об образовании новых терминов и понятий в дискурсе, то, мне кажется, это совершенно неконтролируемое море, бушующее, в котором все мы как-то лавируем.

Объяснить, что такое дискурс, в двух словах не получится потому, что для одних лингвистов дискурс существует, а для других его нет.

К настоящему времени сложилось два понимания термина: в рамках первого охватываются и общий для всех членов социума язык-код, и созданные на нём устные и письменные тексты — «всё сказанное»; второе связывает с дискурсом мировоззрение, направляющее выбор слов из языка-кода и их сочетаемость в речи.

Можно сказать, что за термином «дискурс» стоит вербализованное (выраженное в языке. — Прим. ред.) мировоззрение. Такое понимание термина присутствует в работах основателей французской школы дискурса — Патрика Серио и Мишеля Пешё, — представленных в переведённом на русский язык сборнике «Квадратура смысла».

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Мировоззрений в социуме больше одного. И даже в рамках политического, «тоталитарного», советского дискурса выделяется дискурс диссидентов.

Что касается поколенческих различий в мировоззрении, то ситуацию хорошо передаёт следующая шутка: внук-подросток считал своего деда-профессора маразматиком, потому что из десяти слов, которые произносил дед, внук понимал два.

Социальный статус также проявляет себя в речах социума, и те, у кого жемчуг мелкий, плохо понимают тех, у кого щи несолёные.

В одном идиолекте (варианте языка, который использует один человек. — Прим. ред.) могут совмещаться разные дискурсы, потому что совмещаются разные убеждения.

Например, человек может быть консерватором и либералом, но либо атеистом, либо верующим. Человек, попадающий в другой социальный контекст, должен как-то к нему приспособиться.

Это не означает, что интеллигент, попавший «на зону», непременно меняет свои взгляды, но поменять свою речь он обязан, просто чтобы выжить.

К интересным выводам пришла моя уже защитившая диссертацию аспирантка, изучавшая дискурс современной моды по текстам разных жанров. Глянцевый журнал «Домовой» представлял моду как одну из витальных потребностей человека (преимущественно через гастрономический код), а журнал «7 дней», рассчитанный на массового читателя, — как враждебную силу (преимущественно через милитари-код).

Ближе всего к термину «дискурс» стоит слово русского языка «разговоры». Во французском языке, откуда термин пришёл и в английскую лингвистику, смыслу слова les discours (употребляется в разговорной речи и только во множественном числе) адекватно русское слово «болтовня».

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Вариативность произношения термина (дИскурс или дискУрс) соответствует вариативности его понимания.

Диктуемое фонетическими законами французского языка (дискУрс) коррелирует с пониманием термина, сложившимся в уже упомянутой французской школе. Английский язык знает два ударения в этом слове.

Поэт Тимур Кибиров осмыслил вариативность произношения в своих идеолого-эстетических целях, написав: «Они говорят дИскурс, а мы — дискУрс».

В естественных науках, знающих разное понимание и различные интерпретации одного явления, термин имеет своё применение: дискурс квантовой физики, дискурсы генетики.

Есть выражение «рукопожатный дискурс». Речь идёт об уважительном отношении носителей разных идеологий друг к другу. А ещё шутливое выражение из научной среды: «Выслушал я тут все ваши дискурсы».

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

Не стоит говорить «знание дискурса». Дискурс — это познавательная структура. Неправильно придавать ей статус объекта-оригинала и думать, что он существует так же, как и речь, и что его открыли, как Колумб — Америку или Менделеев — периодическую систему. Лучше говорить «знание о дискурсе».

Источник: https://strelkamag.com/ru/news/vocabulary-discourse

Дискурс — что это? Типы дискурса. Понятие дискурса

Дискурс что это простыми словами

Все мы понимаем: разграничение устной и письменной речи по методам поддержания контакта, конечно же, оправдано. Неэффективным будет обращение передающего информацию реальным людям на классическом литературном языке. Так же, в свою очередь, нелепо будет рассматриваться попытка подмены специальной лексики обыденными бытовыми выражениями.

Определение дискурса

Не только научная, но и информационная революция знаменует собой XXI век. Обыватель сегодня ежедневно сталкивается с той или иной вербальной комуникацией.

Мы все в своем ежедневном общении и благодаря окружающим нас информационным потокам масс-медиа оказываемся погруженными в дискурс. «Что это?» — спросит вдумчивый читатель статьи.

Ответом будет поразительно лаконичное определение, данное в словаре New Webster: это вербальная коммуникация.

Происхождение термина

Сам термин произошел от латинского discursus, что значит «круговорот, движение». Со временем неупорядоченные хаотичные движения физического плана преобразились. Они стали ассоциироваться с различными, «разнонаправленными» мыслями, идеями, разнообразными взглядами разных людей на одну и ту же проблему.

В дальнейшем произошла еще одна трансформация смысла. Начинает устойчиво ассоциироваться у большинства людей именно с вербальностью понятие дискурс. Что это, объяснить достаточно просто.

Практически любой информационный посыл: бытовой ли, из области политики, идеологии, культуры, науки, военного дела — суть одна, — это один из видов дискурса.

Специалист в данной сфере, профессор Амстердамского университета Т. А. Ван Дейк определяет его основную функцию как коммуникационную – трансформировать макросоциальные феномены, такие как наука, идеология, культура, практически до каждого человека, на микросоциальный уровень, путем дозированного информационного воздействия.

Дискурс и текст

Чем отличается текст и дискурс? Ведь есть у них общая черта: качественный дискурс таки в своей основе содержит первичную составляющую — текст. Однако, как мы уже упоминали, такой текст носит не академический и не статистический характер. На первый план выходит его результативность, т. е.

спрогнозированное и реализованное речевое воздействие, собственно и превращающее текст в дискурс. Что это за узконаправленное вербальное действие? Дискурс всегда направлен на конкретный объект, пребывающий в конкретной обстановке, и на определенную целевую аудиторию. Причем он непременно доносит информацию об этом в определенном контексте.

Отдельный дискурс представляет собой однородный (когерентный) смысловой блок.

Однако цепочка дискурса не дискретна: один блок заканчивается, другой начинается и т. д. Она моделирует типовой разговор, представляющий собой последовательность топиков: заканчивается один, и ему на смену приходит другой дискурс. Что этот вид коммуникативного воздействия имеет блочную структуру, красноречиво свидетельствует практика работы масс-медиа.

Различные типы социума легко распознаваемы по соответствующим им мотивам и темам, употребляемым в свойственной им форме.

Они самобытны, с одной стороны, и специализированы – с другой. Понятие «дискурс» социолингвистика подразделяет на институциональный и личностноориентированный (персональный).

Первый тип обязывает рассказчика представлять некоторый социальный институт, идентифицировать себя как должностное лицо. Второй предполагает беседу со слушателями при обращении к ним от себя лично. Этот вид коммуникации ставит во главу угла частный интерес рассказчика.

Типы дискурса, в свою очередь, подразделяются на виды. Так, персональный выражается в разновидностях: бытовой и бытийный.

Бытовое общение происходит между людьми знакомыми, хорошо понимающими друг друга. Поэтому такой вербальный контакт сопровождается невербальным, дополняя его. Говорящий подразумевает, что слушатель понимает его с полуслова, в связи с этим значения слов весьма подвижны.

Бытийный вид дискурса имеет место, когда один человек, пользуясь различными фигурами речи, презентует слушателям свою интерпретацию действительности, мотивы своего поведения, а также то, что называют внутренним миром.

Он присущ произведениям художественной литературы. Бытийное коммуникационное воздействие, по сути своей, отлично от бытового. Впрочем, у них есть и общая черта: эти типы дискурса предполагают активную роль слушателя.

Тот должен активно осмыслить произнесенное рассказчиком.

Институциональный дискурс

Данный тип дискурса отличен своими статусно-ролевыми отношениями.

Вербальная коммуникация в нем происходит по разнообразным направлениям специализации, которые существуют в обществе, например в административном, военном, деловом, дипломатическом, массово-информационном, медицинском, мистическом, научном, педагогическом, рекламном, религиозном, спортивном, сценическом, юридическом, политическом.

Каждый из этих институциональных видов коммуникационного воздействия характеризуется двумя главными признаками: целевой направленностью данного дискурса и его аудиторией.

Рекламный дискурс происходит между организациями-рекламодателями и рекламными адресатами разнообразными способами: в масс-медиа, в специальных глянцевых изданиях, путем рекламных кампаний в прессе, широкого применения внешней рекламы (бигборды, лайтпборды, реклама в транспорте).

Целью политического дискурса традиционно является приход к власти партии и дальнейшее нахождение при ней.

Вообще говоря, анализируя конкретный вид институционального дискурса, следует раскрыть присущие ему характеристики: дискурсивные формулы, материал (тематика), прецедентные тексты, разновидности и жанры, стратегии, участники, хронотоп, цели, ценности (в том числе и ключевой концепт). Ниже мы попытаемся это сделать, проанализировав один из его видов.

Научный дискурс

Участниками институционального дискурса, названного научным, являются исследователи научных проблем и широкая публика — телезрители и люди, читающие научные журналы. Его исходным условием является равенство участников, ведь всем им в одинаковой степени предстоит в процессе комуникации установить истину.

Вместе с тем научный дискурс несколько противоречив. С одной стороны, участвующие в нем склонны унифицировать свои статусы, обращаясь друг к другу «коллега», а с другой – возводят барьеры для участия в дискурсе посторонних путем внедрения специальных научных званий и статусов. При этом предмет разговора предельно абстрагируется, организуется логически.

При этом действует принцип доказательности.

Концепты научного дискурса

Понятие дискурса научного предполагает многофункциональное участие ученых. Они одноременно идентифицируют себя как исследователи, как педагоги, как популяризаторы и, конечно, как эксперты в обсуждаемом вопросе.

Источник: https://FB.ru/article/148423/diskurs---chto-eto-tipyi-diskursa-ponyatie-diskursa

Дискурс

Дискурс что это простыми словами

Материал из Lurkmore

В эту статью нужно добавить как можно больше дискурса.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
«

Мама. Когда я слышу слово „дискурс“, я хватаюсь за свой симулякр.

»
— Пелевин

Два человека — два дискурса

Дискурс (син. концепт) — речь, фраза, жест, символический акт… что и как говорится, кем, кому, в какой обстановке плюс личности и взгляды участников сообщения (автор, зритель, собеседник) плюс социокультурный контекст.

Пример: Борис Моисеев крутит задом на сцене Государственного Кремлёвского дворца, а тридцать человек в первом ряду с опытом отсидки на это смотрят. Каждый параметр важен для понимания акта коммуникации.

С помощью теории дискурса можно описать любую действительность, созданную человеком: сталинское здание, кожанку Элвиса, букет цветов и т. д.

[править] Дискурс кого-то/чего-то

На бордах

Дискурс — это иногда набор понятий, которые постоянно и назойливо использует определенная социальная группа. Хотя в этом случае сабж правильнее было бы обозначить как «жаргон» или «слэнг» (а использование здесь слова «дискурс» указывает на желание говорящего выглядеть умнее аудитории).

Это «дискурсы» политических идеологий, вымышленных сеттингов, луркоёбов и т. п.

То есть, отдельные понятия понимаются по-особенному и помогают сообществу «структурировать», подстроить мир под себя. По смыслу похоже на код в программировании — хуй поймёшь, пока не выучишь значения и правила употребления символов.

По такому «дискурсу» представители сообщества узнают единомышленников.

[править] Примеры хрестоматийные

  • ПЖиВа — вертикаль власти, суверенная демократия, Bosco, мочилово в сортире, трагедия распада СССР, духовные скрепы, шакалить у посольств и т. д.
  • Оппозиция — ПЖиВ, банда Путина (под суд), эта страна, «гражданское общество», «креативный класс», «дотянулся проклятый Сталин» и т. п.
  • Двач: нигра, анонимус, СХБ и битард
  • Кащенизм: ФГМ и взаимоисключающие параграфы
  • ЖЖ: комменты, козёл Фрэнк, озалупливание и манул
  • Педивикия: «нет значимости», нет АИ, админский скайпочат, улыбка Джоконды Джимбо Уэллса, педофильское лобби и т. д. и т. п.

[править] Социологически

Дискурс — система взаимосвязанных между собой символов, где каждый символ есть ссылка на опыт.

Иными словами, дискурс — это общественные практики, выраженные посредством символов, где язык (в его Соссюровском понимании) — всего лишь часть этого явления.

А так как любой общественный опыт имеет тенденцию производить отнюдь не иллюзорный объект, который можно почувствовать на собственной шкуре, и этот объект потом становится ссылкой на этот опыт, то как говорит Деррида — «всё дискурс».

Дискурс — не более, чем система понятий, терминов и мемов, чотко и определенно характеризующих то или иное явление, а также правила и стиль взаимоотношений лиц, причастных к этому явлению. Какими бы ни были различия в определении дискурса рядом ученых, их мнения сходятся в одном: дискурс есть речевое общение в конкретной системе понятий.

[править] Филологически

Ложкин в теме

Дискурс — это сферическое черт-знает-что.

По делу же филолог может сообщить только то, что ди́ску́рс — настолько непонятное фееричное ояебу, что не известно даже, как правильно это слово хотя бы произносить. Из работы в работу, от автора к автору робко кочуют рассуждения разной степени пространности о влиянии языка-источника на ударение. Сам же автор ударяет так, как это принято в его среде.

Собственно, связано это главным образом с тем, что лингвистические школы и так сильно различаются во взглядах, некоторые споры не утихают уже не первое столетие, и разводить срач из-за такой ерунды никому особо не упёрлось: даже о том же самом дискурсе и без того есть о чём поговорить.

Появление же того или иного варианта в словаре зависит от упрямства составителя.

Из общих соображений можно рекомендовать, всё же, ди́скурс. Оно и звучит привычнее, ибо из французского мы давно уже ничего не тягаем.

Да и словари подчас безапелляционно предписывают этот вариант как единственный. Правда, там толкование на уровне пятого класса, да и с падежными окончаниями какой-то ёбаный стыд.

Но, услышав диску́рс, даже самый лютый грамматический нацист не должен морщиться: вариативность-с.

[править] С точки зрения китайского языка

Для понимания термина можно использовать китайский язык. По-китайски дискурс — 话语 (huàyǔ) — слова в языке (то есть изучение слов, которые человек пишет и говорит). Дискурс-анализ занимается изучением того, что говорят люди, как они это делают, а также социальными последствиями их слов (речи).

[править] С точки зрения кулхацкера

В отношении ООП дискурс — это класс.

Для небыдла, кто знаком с программированием, дискурс — синоним того, что в программировании называется онтологией.

А еще проще, дискурс — это интерактивная среда, оболочка для программирования, где каждый пытаться наебать центральный процессор, но в итоге все равно пишет в рамках определенного кода.

[править] Применение в народном хозяйстве

Есть мнение, что слово дискурс — говно, и его надо запретить (так как его использование унижает человеческое достоинство обоих участников копуля коммуникативного акта — и говорящего, и слушающего).

Но это мнение ошибочно, так как слово вполне может приносить пользу обществу в качестве кейворда, по которому эйчары (HR) легко могут отсеивать быдло-профессоров (хотя и небыдло, в общем, по такому кейворду тоже можно отсеивать).

[править] С точки зрения быдла

Для обозначения сабжа существует вполне кошерное русское слово «общение», а этот ваш засранный «дискурс» надо засунуть обратно в ту жопу, которая его породила.

[править] С точки зрения принцессы Ирулан Коррино

Интересно только фанатам серии.

[править] С точки зрения Пелевина

Понятие впервые появляется в произведении Empire V (2006). Неразрывно связано с понятием «гламур».

Человеческий ум сегодня подвергается трем главным воздействиям. Это гламур, дискурс и так называемые новости.

Там же:

Дискурс — это мерцающая игра бессодержательных смыслов, которые получаются из гламура при его долгом томлении на огне черной зависти…А гламур… — это переливающаяся игра беспредметных образов, которые получаются из дискурса при его выпаривании на огне сексуального возбуждения”; Если гламур — это секс, выраженный через деньги, то дискурс — это секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет; Дискурс обрамляет гламур и служит для него чем-то вроде изысканного футляра…А гламур вдыхает в дискурс жизненную силу и не дает ему усохнуть…

Проще говоря гламур это клевер для скота, а дискурс — оградка для него.

Для лучшего понимания взаимозависимости между гламуром и дискурсом рекомендуется почитать про Сепульки

[править] С точки зрения социолога

Дискурс — рационально организованный, социо-культурно детерминированный способ вербальной артикуляции имманентно-субъективного содержания сознания.

[править] См. также

  • Вау-импульс
  • Постмодернизм

Это незавершённая статья. Вы можете помочь, исправив и дополнив её.

Источник: https://lurkmore.to/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81

Адвокат Ганасьян
Добавить комментарий