Бально рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов

Балльно-рейтинговая система контроля знаний

Бально рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов

В соответствии с решением Ученого совета исторического факультета МГУ (протокол № 1 от 20.02.2015 г.) , начиная с осеннего семестра 2015/2016 учебного года на факультете вводится балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов бакалавриата на годовых семинарских занятиях по отечественной и всеобщей истории I-III курсов всех форм обучения.

Норматив расчета баллов

по балльно-рейтинговой системе контроля знаний студентов на годовых семинарских занятиях I-III курсов бакалавриата исторического факультета МГУ (разработка Учебно-методической комиссии исторического факультета МГУ):

Виды работКоличество баллов
Посещение и текущая работа в семинаре(Количество баллов, получаемых за каждый семинар, определяется исходя из фактического числа семинаров в данном учебном году)60 (30 + 30)
Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заранее полученным от преподавателя заданиям20
Оппонирование докладов5 + 5
Коллоквиум, тесты10 — 20
Доклад45 — 60 — 70
Обсуждение доклада(Чтобы быть поставленной на обсуждение, работа должна быть сдана вовремя; в противном случае студент теряет баллы за обсуждение. Дается оценка устного выступления, ответов на вопросы и замечания выступавших в дискуссии)10 — 15 — 20
Максимальная итоговая сумма баллов за год200

Предусматривается, что каждый преподаватель в течение учебного года в рамках семинарских занятий обязан обеспечить проведение всех видов работ, позволяющих студенту набрать максимально возможное количество баллов.

Результирующая оценка «Зачет» ставится при получении не ниже 120 баллов. Обязательное условие получение зачета – балл за доклад не должен быть ниже 45, и балл за коллоквиум не должен быть ниже 10.

Балльно-рейтинговая система является ключевым основанием для получения зачета.

Если студент набирает менее 120 баллов, преподаватель обязан, в соответствии с действующим «Законом об образовании» три раза провести формальную процедуру принятия зачета, имея право не ставить зачет, основываясь на результатах рейтинга.

Пример расчета баллов

Посещение и текущая работа в семинаре:

Учебный год содержит обычно 30 недель; если студент посетил все 30 семинаров, он получает 30 баллов (1 балл за каждое занятие). Если на каждом семинаре он активно участвовал в текущей работе, то ему добавляется по одному баллу за каждый семинар. Всего по этой позиции можно получить максимум 60 баллов.

Написание рефератов, устные выступления по источникам и другие формы самостоятельной работы студентов по заданиям преподавателя:

В этом случае преподаватель исходит из того набора форм контроля знаний, который он использует в своей педагогической практике. Студенты имеют возможность максимально набрать по этому показателю 20 баллов за год. Каждая из работ оценивается по пятибалльной шкале, учитывая, что студенту предлагается выполнение максимум четырех работ данного вида.

Оппонирование докладов:

Одно оппонирование в течение семестра, за год — два. Максимальное количество баллов за одно оппонирование – 5 (исходя из пятибалльной шкалы).

Коллоквиум, тесты:

Коллоквиум может проводиться как в устной, так и в письменной форме по выбору преподавателя. В течение учебного года обязательно проведение минимум одного коллоквиума по предмету.

Cтуденты имеют возможность набрать по этому показателю максимально 20 баллов за год.

По усмотрению преподавателя он может выбирать те виды контроля успеваемости студентов, которые представляются ему наиболее целесообразными, исходя из того, что максимальный балл за тестирование может составлять 5, а за сдачу коллоквиума – 10.

Доклад:

Доклад — это обязательная письменная работа, представляющая собой самостоятельное исследование по заданной теме, выполненная на основе анализа источников и научной литературы. Оценки 3, 4, 5 за текст доклада соответствуют 45, 60 и 70 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

Обсуждение доклада:

Обсуждение доклада на семинарском занятии является обязательным. Оценки 3, 4, 5 за устное представление доклада и его защиту соответствуют 10, 15, 20 баллам. Промежуточные баллы не допускаются.

В итоге студент, который успешно прошел все этапы контроля знаний, может получить за год работы в семинаре максимум 200 баллов. Если предположить, что студент прошел все этапы контроля, кроме доклада, успешно, но по обеим позициям оценки доклада получил «удовлетворительно» (45+10), то в сумме у него будет 165 баллов.

Если при этом студент пропустил больше половины занятий, не проявляя активности на посещенных занятиях (что влечет за собой потерю более 45 баллов), то он наберет в итоге меньше 120 баллов, а это недостаточно для получения зачета.

Если студент прошел все этапы контроля отлично, но доклад не сдал, он теряет 90 баллов, в сумме у него будет всего 110 баллов (недостаточно для зачета)..

Результаты всех этапов контроля знаний студентов заносятся преподавателем в журнал.

Источник: http://www.hist.msu.ru/study/brs/

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов: суть, плюсы и минусы

Бально рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед вузами страны, является повышение качества образования. Одним из ключевых направлений в ее решении считается необходимость перехода на новые стандарты.

В соответствии с ними устанавливается четкое соотношение количества часов на самостоятельную и аудиторную работу. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра и создания новых форм обеспечения контроля качества образования.

Одним из нововведений стала балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Рассмотрим ее подробнее.

Назначение

Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели. Трудоемкость конкретного предмета и всей программы в целом измеряется в зачетных единицах.

представляет собой некую числовую величину, которая выражается в многобалльной системе. Она интегрально характеризует успеваемость обучающихся и участие их в исследовательской работе в рамках той или иной дисциплины.

Балльно-рейтинговая система рассматривается как важнейшая часть деятельности по контролю качества образовательной работы института.

Преимущества

Какие задачи решает балльно-рейтинговая система? Плюсы этой формы контроля заключаются в:

  1. Повышении доли самостоятельной деятельности обучающихся до 70%.
  2. Усилении мотивации к постоянной активной работе на протяжении всего семестра по усвоению базовых знаний и умений в рамках дисциплин.
  3. Совершенствовании организации и планировании учебного процесса за счет увеличения количества индивидуальных форм работы с обучающимися.
  4. Выработке непрерывного контроля успеваемости самими студентами и педагогами.
  5. Получении разносторонней и дифференцированной информации о результативности и качестве образовательного процесса для материального и морального поощрения обучающихся.

Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов позволяет педагогам:

  1. Подробным образом планировать образовательный процесс по определенной дисциплине и стимулировать постоянную активность обучающихся.
  2. Своевременно корректировать программу в соответствии с результатами контрольных мероприятий.
  3. Объективно определять итоговые оценки по дисциплинам с учетом систематической деятельности.
  4. Обеспечивать градацию показателей в сравнении с традиционными формами контроля.

Значение для обучающихся

Балльно-рейтинговая система оценки знаний позволяет:

  1. Понимать специфику формирования показателей усвоения по изученной дисциплине и иным видам деятельности для получения итоговых результатов.
  2. Осознавать необходимость непрерывной активной работы по реализации учебной программы на базе знаний текущих рейтинговых значений и их динамики вследствие несвоевременного освоения материала по предмету.
  3. Вносить на протяжении семестра коррективы в организацию самостоятельной деятельности.
  4. Своевременно оценивать состояние собственной работы по изучению предмета, выполнению иных видов учебной деятельности до начала экзаменационной сессии.

Подбор критериев

Балльно-рейтинговая система оценки знаний формируется с учетом:

  1. Выполнения программы в части практических, лекционных, лабораторных занятий.
  2. Исполнения внеаудиторных и аудиторных письменных и прочих работ.

Сроки и количество контрольных мероприятий, а также количество баллов, которое выделяется на каждое из них, устанавливаются ведущим преподавателем. Педагог, ответственный за осуществления контроля, должен на первом занятии проинформировать обучающихся о критериях их аттестации.

Структура

Балльно-рейтинговая система предполагает подсчет результатов, полученных обучающимся за все виды учебной деятельности. В частности, учитывается посещение лекций, написание контрольных работ, выполнение типовых расчетов и пр. Так, например, общий результат на кафедре химии может складываться из следующих показателей:

  1. Присутствие на лекциях — 1 б.
  2. Оформление отчета, лабораторная работа — 1 б. по неорганической химии, 2 б. — по аналитической.
  3. Сдача теоретического материала по конкретным темам — 5 б.
  4. Входящее тестирование — 5 б.
  5. Внутрисеместровые аттестации (контрольные работы и пр.) — 3-5 б.
  6. Выполнение самостоятельных индивидуальных заданий (составление типового расчета) — 3 б.
  7. Творческая деятельность (участие в конференции, олимпиаде, защита реферата и пр.) — 4-5 б.
  8. Составление конспектов по темам — 2 б.

Дополнительные элементы

Балльно-рейтинговая система предусматривает введение штрафов и поощрений для обучающихся. Об этих дополнительных элементах преподаватели информируют на первом занятии.

Штрафы предусматриваются за нарушения требований к подготовке и оформлению рефератов, несвоевременно сданные типовые расчеты, лабораторные работы и пр.

По окончании курса педагог может премировать студентов прибавлением к набранному числу дополнительных баллов.

Перевод в академические отметки

Он осуществляется по специальной шкале. Она может предусматривать следующие пределы:

  1. 85-100 б. общего рейтинга — «отлично». Такой показатель говорит о полном усвоении теоретического содержания курса, отсутствии пробелов, сформированности необходимых практических навыков работы с изученным материалом. Студент с такой оценкой выполнил все учебные задания, а их качество соответствует максимальным показателям.
  2. 74-84 б. — «хорошо». Эта оценка говорит о полном освоении теоретического содержания, отсутствия пробелов в базовых понятиях. Однако некоторые практические умения работы с материалом недостаточно сформированы. Студент, получающий оценку «хорошо», выполнил все задания, предусмотренные в программе, за которые он получил больше минимально предусмотренного количества баллов. При этом в некоторых из них были допущены ошибки.
  3. 60-73 б. — «удовлетворительно». Такой показатель свидетельствует о частичном усвоении теоретического содержания дисциплины, однако пробелы признаются как несущественные. Что касается практических навыков, то они в основном сформированы. Из предусмотренных в программе заданий было выполнено большинство, в некоторых из них могут присутствовать ошибки.
  4. Меньше 59 б. — «неудовлетворительно». Студент с таким показателем не освоил теоретического содержания курса, не выполнил большую часть заданий, предусмотренных в программе. В данном случае он выходит на экзамен.

Другой вариант

Общее число баллов зависит и от уровня трудоемкости дисциплины (от размера кредита). Балльно-рейтинговая система может быть представлена в следующем виде:

  1. «Отлично» — А. Студент показывает блестящие результаты с несущественными недочетами.
  2. «Очень хорошо» — В. Показатели обучающегося выше среднего, присутствуют некоторые недочеты.
  3. «Хорошо» — С. Работа студента, в целом, серьезная, однако есть ряд замечаний.
  4. «Удовлетворительно» — D. Студен показывает неплохие результаты, но есть серьезные недочеты.
  5. «Посредственно» — Е. Показатели соответствуют минимальным требованиям.
  6. «Условно неудовлетворительно» — FX. Для получения «кредита» необходимо выполнить некоторую дополнительную работу.
  7. «Безусловно неудовлетворительно» — F. Студенту необходимо выполнить большой объем работы. Это значит, что ему необходимо пройти курс повторно. В противном случае он может быть отчислен.

Балльно-рейтинговая система: плюсы и минусы

Положительные аспекты этой формы контроля очевидны. В первую очередь активное присутствие на семинарах, участие в конференциях не останется незамеченным. За эту деятельность студенту будут начисляться баллы.

Кроме этого, будет учитываться научно-исследовательская работа. Студент, который наберет определенное число баллов, может получить автоматический зачет по дисциплине. Посещение самих лекций также будет учитываться.

Недостатки балльно-рейтинговой системы заключаются в следующем:

  1. Автоматический зачет предполагает выполнение большого объема работы. Для его получения необходимо набрать довольно много баллов. Это в большинстве случаев сложнее, чем собственно сдать зачет либо экзамен.
  2. Посещение лекций и активное участие в них оценивается очень маленьким количеством баллов. Кроме этого, об обучающемся могут и вовсе забыть. В результате за правильный ответ его показатель не увеличится. Это, в свою очередь, может поставить под сомнение объективность балльно-рейтинговой системы.
  3. Предусмотрен минимальный порог для допуска к зачету. Если обучающийся не достигнет его из-за несданных либо плохо написанных работ, частых пропусков лекций, то у него могут возникнуть серьезные сложности в плане дальнейшего обучения.

Ключевое место в балльно-рейтинговой системе занимает контроль. Он предусматривает сквозную аттестацию по всем дисциплинам в рамках учебного плана. В результате студенту присваивается рейтинговая оценка, которая, в свою очередь, зависит от степени подготовленности.

Преимуществом применения такой формы контроля выступает обеспечение ее информационной прозрачности и открытости. Это позволяет обучающимся сравнивать свои результаты с показателями однокурсников.

Контроль и оценивание учебных достижений выступает как важнейший элемент образовательного процесса. Они должны осуществляться систематически на протяжении семестра и всего года.

Для этого формируются рейтинги обучающихся в группе и на курсе по конкретным дисциплинам, выводятся внутрисеместровые и итоговые показатели за определенный период.

Источник: https://FB.ru/article/232010/ballno-reytingovaya-sistema-otsenki-znaniy-studentov-sut-plyusyi-i-minusyi

Адвокат Ганасьян
Добавить комментарий